Стоимость грузоперевозки - самая «больная» тема во взаимоотношениях грузоотправителя и транспортной компании. Иногда дело доходит до абсурда - стоимость перевозки превышает даже стоимость самого груза. А в результате эти затраты, включая цену доставки груза, тяжким бременем ложатся на плечи конечного покупателя. К тому же некоторые нечестные перевозчики сознательно завышают итоговую сумму, пользуясь финансовой неграмотностью заказчика. Так как же правильно рассчитать тариф на грузоперевозку? Какие факторы будут влиять на конечную цену доставки?
Ставка грузоперевозки
Цена перевозки груза или, пользуясь жаргоном транспортных компаний, ставка, зависит от целого ряда параметров. Сюда входят:
- Расстояние. Километраж, то есть путь, который пройдет машина от пункта погрузки к пункту выгрузки, везя груз.
- Маршрут. Будет ли автомобиль заезжать по дороге в прочие населенные пункты.
- Погрузка и разгрузка. Учет количества мест погрузки/разгрузки весьма важен.
- Тип груза. Скоропортящийся или требующий специального режима перевозки груз.
- Габаритные размеры и вес. Негабарит, как по тоннажу, так и по размерам.
- Разрешения. Требует ли груз особых документов на транспортировку.
- Спецсопровождение. Нуждается ли груз в экспедировании или охране.
И это еще не предел - факторов, способных изменить ставку грузоперевозки, очень много. А потому заранее сообщайте перевозчику все характеристики и параметры груза перед заключением договора на перевозку.
А теперь рассмотрим немного подробнее основные пункты нашего списка параметров, которые влияет на ставку.
Расстояние и маршрут грузоперевозки
Учитывается не только километраж, но и состояние дорог, возможное пересечение границ, необходимость перегружать груз на другой вид транспорта из-за ряда факторов и прочее. Международные перевозки, например, стоят дороже, чем аналогичные по расстоянию доставки груза внутри страны, так как пересечение государственных границ влечет дополнительные расходы со стороны перевозчика. Тоже относится и к состоянию автодорог. Не секрет, что некоторые трассы в нашей стране не просто далеки от идеальных, а существуют только на карте. Разумеется, доставка груза по сложной трассе будет обходиться дороже из-за дополнительного износа автомобиля и временных затрат.
Пункты погрузки и назначения
Количество мест погрузки и выгрузки напрямую влияет на стоимость перевозки. Так, например, склады компании-отправителя могут быть расположены на разных концах города или даже в соседних поселках. Таким образом, вместо пары часов на погрузку тратится целый день – а это зарплата водителя, простой автотранспорта и дополнительный пробег автомобиля.
Тип груза
Некоторые грузы требуют соблюдения особого режима при транспортировке. Например, молочные продукты, перевозимые в обычной фуре, при летней жаре скиснут за несколько часов, а в зимние холода замерзнут в лед. Конечно, это прямой убыток компании. В таких случаях используются специальные фургоны, способные сохранять и поддерживать требуемую температуру внутри кузова - рефрижераторы или изотермические фургоны. Потребление топлива у таких машин намного выше, чем у обычной фуры – разумеется, и перевозка рефами обойдется дороже.
Негабаритные и опасные грузы
Отдельной строкой в расчетах тарифов стоят негабаритные - превышающие допустимые размеры по высоте, ширине и/или пределы по весу - и опасные для человека грузы, то есть грузы ADR. Каждая перевозка таких грузов сопряжена с рядом сложностей, а потому стоимость транспортировки рассчитывается отдельно. Потребуются ли разрешения от властей на перевозку? Нужно ли водителю проходить дополнительное обучение? Есть ли нужда в переделке кузова под перевозимый груз? Надо ли разрабатывать схему погрузки/разгрузки, использовать спецтехнику, проводить такелажные работы, приобретать крепежные элементы и прочее, прочее, прочее. Поэтому, расчет тарифов на такие перевозки всегда требуют специальных знаний от транспортной компании перевозчика.