Похоже, в извечной войне между водителями и пешеходами появилась третья, весьма опасная для пешеходов сила - компании, занимающиеся страхованием автогражданской ответственности. По крайней мере, об этом свидетельствуют тенденции, проявляющиеся в последние два-три года. В России растет количество исков против пешеходов нарушивших ПДД, и вследствие этого, пострадавших в авариях.
Согласно действующему в России законодательству, водитель транспортного средства несет ответственность за причинение вреда здоровью пешехода даже в тех случаях, если виновником ДТП является пострадавший, так как автомобиль признан средством повышенной опасности. Речь в подобных ситуациях не идет об уголовной ответственности водителя, а о возмещении материального ущерба пострадавшему.
Сегодня ситуация стала кардинально меняться, и это вызывает тревогу защитников прав пешеходов. По их мнению, сейчас идет фактическая подмена истца, в роли которого выступает страховая компания. В отличие от водителей, страховщики не имеют каких-либо обязательств перед пешеходами, пострадавшими в ДТП по собственной вине. Согласно Гражданскому кодексу, страховые компании, выплатившие средства на восстановление попавшего в ДТП автомобиля по КАСКО, могут предъявить иск по отношению к виновнику аварии на полное возмещение ущерба.
В качестве примеров незаконных, по их мнению, действий страховщиков, защитники прав пешеходов приводят конкретные случаи судебного преследования пешеходов. Так, в 2010 году в Петербурге пешеход, переходящий дорогу в неположенном месте, попал под колеса автомобиля, в результате чего получил серьезные травмы. Стремясь избежать излишней волокиты, пешеход тогда не подал в суд на водителя. Однако судебного разбирательства пострадавшему избежать не удалось - спустя три года он предстал перед судом в качестве ответчика. Истцом выступила страховая компания, потребовавшая от пешехода возмещения 110 тысяч рублей, ранее выплаченных ею по КАСКО владельцу автомобиля. В итоге сторонам удалось прийти к мировому соглашению, согласно которому незадачливый пешеход обязался выплатить страховщикам 63 тысячи рублей.
Помимо того, с 2011 года, в ряде случаев, исковые требования предъявлялись и семьям погибших в ДТП пешеходов. Сегодня зачастую складывается ситуация, когда пешеход, получивший определенную компенсацию от сбившего его водителя, позже вынужден выплачивать страховой компании сумму, в разы превышающую полученную компенсацию. Лидер Союза пешеходов РФ Владимир Соловьев квалифицировал подобные иски как безнравственные и незаконные. Союз обратился в Минфин РФ и к президенту с просьбой оградить пешеходов от незаконно предъявляемых исков.
Однако, по мнению ряда экспертов, не менее безнравственна и ситуация, когда вся ответственность ложится на водителя, а пешеход, даже в случае грубого нарушения ПДД, отделывается незначительным штрафом, который, зачастую даже не выплачивает.
Конституционный суд России еще в 2012 году принял решение, что пешеходы-нарушители, ставшие виновниками дорожно-транспортного происшествия, не освобождаются от ответственности за причиненный материальный ущерб. Ответственность в этом случае обоюдная - водитель причинивший вред здоровью пешехода, должен его в обязательном порядке возместить, несмотря на вину пешехода, а пешеход в свою очередь обязан возместить материальный ущерб автовладельцу.
Безусловно, ответить однозначно на вопрос о справедливости предъявляемых пешеходам-нарушителям обвинений нелегко. Тем более, с учетом того, что за свое нарушение они уже сполна расплатились своим здоровьем, а иногда - и жизнью. Остается надеяться, что практика наказания пешеходов возымеет и определенное положительное воздействие, дисциплинируя любителей рискованных пересечений проезжей части. Хотя, подобные надежды, скорее всего, призрачны - если человека не останавливает перспектива распрощаться со здоровьем и жизнью, едва ли его остановит перспектива прощания с содержимым кошелька.