Девальвация рубля и рост кредитных ставок первым делом ударили по автомобильному рынку, резко снизив интерес к импортной продукции. Наиболее сильно это задело производителей автомобилей класса эконом, не имеющих собственных производств на территории России.
Одной из первых решила не испытывать судьбу и минимизировать будущие потери компания SEAT, входящая в концерн Volkswagen. Это уже не первый уход испанского производителя с российского автомобильного рынка. Начиная с 1996 года, компания четыре раза пыталась завоевать его, но все попытки закончились безрезультатно - более трех лет конкурентной борьбы SEAT не выдерживал. Так что привязка очередного ухода к кризису может быть довольно условной и более существенную роль сыграли недостаточная известность бренда, просчеты в организации бизнеса и неспособность к жесткому соперничеству в узком торговом сегменте. Кроме того, в модельном ряду SEAT нет кроссоверов, и он в целом слабо соответствует запросам российских потребителей.
Правда, 2013 год для компании был очень успешным и продажи выросли на 35%, но уже с начала текущего пошел резкий спад. За три прошедших квартала SEAT недосчитался 57% от общего объема реализации. Для сравнения, по прогнозам Ассоциации европейского бизнеса годовое снижение объемов автомобильного рынка России может составить всего 12%, что подтверждает тезисы об истинных причинах ухода. Ранее не выдержал борьбы американский производитель Dodge, входящий в Chrysler Group, но он по объему продаж в 2013 году находился на 13 позиций ниже SEAT, занимавшего 40-е место.
Ожидается, что с целью минимизации убытков будут активизированы распродажи завезенных автомобилей, в том числе, путем введения скидок на отдельные модели. Так, в дилерских салонах SEAT Leon и SEAT Ibiza стали стоить на 10% дешевле (при цене базовой комплектации около 600-650 тысяч рублей). Учитывая, что компания входит в концерн Volkswagen, то проблем с обслуживанием купленных автомобилей быть не должно, о чем уже были соответствующие заявления представителей SEAT. Сервисные обязательства компании должны быть распределены между дилерами концерна.
Официально все продажи испанского производителя планируется завершить до конца текущего года. Поскольку доля бренда в общем объеме российского рынка крайне незначительна (около 0,1%), то его уход никак не отразится на показателях других поставщиков автомобильной продукции. Аналитики предполагают, что с рынка могут быть вытеснены и некоторые другие компании, не локализованные в России.